Drop us a line
We are always open for new collaborations
Коллаборация
ОФ "Городские инициативы / ОФ "Школа Данных"
"Городской шум, шум, шум..."
или как бишкекчане отдыхали от него на карантине
Команды "Городских Инициатив" и "Школы Данных" и активные горожане на протяжении месяца собирали данные о звуковом ландшафте города во время и после снятия чрезвычайного положения. В статье представлены результаты исследования, заметки участников, карта со сравнительными аудиозаписями и комментарии от экспертов в экологии, орнитологии и архитектуре на тему шумового загрязнения.

В инициативе приняли участие 18 человек. Было собрано более 500 аудиозаписей, сделанных в разное время суток из 36 разных локаций Бишкека, включая центральные, спальные и районы индивидуальной застройки.

Вот как участники исследования описывали звуки во время ЧП
А вот так после снятия ограничительных мер
Горожане запечатлели Бишкек, внезапно лишенный всех искусственных звуков. Природные и антропогенные источники звуков, ранее заглушаемые автомобилями, стали доминирующими. Например: пение птиц, шум ветра, голоса играющих во дворах детей и соседей, скучающих взаперти.
Как COVID-19 изменил звуковой ландшафт Бишкека?
Ниже представлена Карта Глобального Шумового Загрязнения. Согласно этой карте, центр и юго-восточные микрорайоны Бишкека сильно подвержены шумовому загрязнению (выделено красным).
Но во время карантина передвижение личного автотранспорта было ограничено блокпостами. Больше всего уровень шума снизился именно в центре города (на карте ниже выделено оранжевым). Исключение могут составлять разве что территории близ медицинских учреждений, где часто были слышны звуки сирен.
Карта территорий, ограниченных блокпостами во время режима ЧП
В первые дни карантина горожане, привыкшие к постоянному гулу машин, были в шоке от шумового контраста. Насколько тише стало в центре города мы можете понять сами, прослушав эти аудиодорожки.
Во время ЧП
07:57, 29 апреля. 3 этаж, балкон, выходящий на ул. Токтогула. Одна машина, птицы, велосипедист.
После снятия ограничительных мер
07:58, 18 мая. 3 этаж, балкон, выходящий на ул. Токтогула. Много машин, шум со стройки.
"Живу на Манаса. Слышу звуки и не могу понять откуда они. Голоса и смех. Открываю окна, а это соседи в окне через дорогу разговаривают. Это было что-то нереальное!"

- Динара Каныбек кызы
"Я заметил, что если в обычное время тех, кто живет в центре города и спит с открытыми окнами, будят машины, то во время карантина и комендантского часа, часто люди просыпались от громкого пения птиц".

- Максим Кошкин
Изменение в звуковом ландшафте с введением ограничительных мер наблюдалось и в других районах города. Очевидная разница заметна на дорогах с большим потоком машин, особенно в ночное время. Например, на Токомбаева (Южная магистраль).
"Живу на Магистрали, во время карантина открытые окна стали реальностью. Обычно, окна невозможно было открыть из-за постоянно проезжающих грузовых машин и с утра-до-вечера гудящей стройки. После комендантского часа магистраль совсем не узнать было. Ни звука, только видно было мигалки медленно проезжающих патрульных машин. Весело было слышать телевизоры из соседних домов, можно было поиграть в "угадай кино".
Во время ЧП
21:32, 29 апреля. Поливная система, десяток машин на магистрали, свист, людей на улице нет.
После снятия ограничительных мер
22:30, 23 мая. Компании ребят сидят и стоят возле своих машин, обсуждают, смеются, дети катаются на велосипеде, музыка играет, сотни машин на магистрали.
Меньше всего изменений было в частной застройке. Чаще всего там достаточно тихо. Но, например, во время карантина не было слышно шума поездов и стройки. Вот такими заметками с нами поделилась Елена, жительница района Пишпек.
"Днём звук поменялся не очень сильно. После снятия ограничений и ввода общественного транспорта стали выделяться звуки большегрузов, автобусов и троллейбусов. Но общий фон примерно такой же интенсивности. Разница больше ощущается в вечернее время и ночью. Сейчас наблюдаю подростков на великах, и детей на улице почти целый световой день. Поездов стало значительно больше. Ночью слышно как перегоняют и сцепляют вагоны. Во время жёсткого карантина услышать поезд было редкостью. Ну и звуков стройки тоже стало больше".

- Елена Коломеец
Во время ЧП
13:33, 1 мая. Частный дом, двор. Дети, лай собак, ветер.
После снятия ограничительных мер
13:12, 15.05. Частный дом, двор. Лай собаки, гудок поезда
На основе собранных аудиозаписей мы составили карту звуков Бишкека. Вы можете послушать как звучат разные районы города во время и после снятия ограничительных мер.
*Leaflet.JS audio-player example

С 1 мая началось постепенное снятие режима чрезвычайного положения. Следовательно, стали возвращаться и все привычные для города звуки: гул машин, разговоры людей на улице, шум со строек. Пение птиц и шум ветра ушли на второй план.
"Возобновилась стройка, появилась пыль, постоянный шум мотора грузовых машин, скрипучие тормоза, болгарки, сварочные машины. По вечерам, после 22:00, собирается молодежь под окнами дома, играют музыку, гоняются на машинах, смеются. Слышно патруль, который разгоняет эту молодежь. Также стало слышно споры на дорогах, меньше собак, меньше велосипедистов проезжают".

- Алтынай Ногойбаева
Что такое шумовое загрязнение и почему его важно изучать?
Вместе с ростом урбанизации растет и спрос горожан на комфортабельность городской среды. Изучение шумового загрязнения - важная задача в условиях города. Именно этот фактор загрязнения часто не учитывается, несмотря на своё большое влияние не только на комфорт жителей, но и на состояние их здоровья. Распространение шума зависит от разных параметров городской среды, таких как ширина дорог, их покрытие, озеленение, плотность и высотность застройки и др.

Последние комплексные исследования шумового загрязнения Бишкека проводились 20 лет назад для национального доклада о состоянии окружающей среды Кыргызстана. Тогда же была разработана карта уровня транспортного шума. За столько лет город очень сильно изменился: расширились многие улицы, многократно возросло количество автомобилей, в пользу парковок сокращались зелёные зоны вдоль дорог, служащие естественным барьером для шума.
Карта уровня транспортного шума на основных автомагистралях г. Бишкек.
Источник: Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызстана 2000г.
Примерный средний показатель шумового загрязнения по городу 20 лет назад составлял ~73дБ. Измерения проводились в период с февраля по апрель 2001 года, днем (8:00-20:00), в часы пик, в теплый период с использованием шумомера ИШВ-1.

Мы решили сравнить старые данные с новыми. Вооружившись шумомером GM1352, мы прошли по городу и сделали замеры шума на основных автодорогах Бишкека.
Вот, что мы заметили:

  • На дорогах, где разрешено передвижение грузовых машин, пиковые значения в 90-103дБ создавали именно грузовики;
  • На остальных дорогах это были:
    75 - 85дБ - скрип тормозов и соприкосновение с покрытием пешеходного перехода;
    80 - 95дБ - наезд на люк, гудок сигнала;
    85 - 100дБ - "гонщики" или машины с большим объемом двигателя или неисправным глушителем;
  • За 20 лет показатель шума в среднем повысился на 8дБ. Интенсивность движения возросла в 2-3 раза.

Следует учитывать то, что мы производили замеры в условиях ограничительных мер, касающихся общественного транспорта, такси, ТЦ, супермаркетов, баров, залов торжеств и парков. Город был гораздо тише, чем обычно. Методология также отличалась. Замеры велись в вечерние часы пик с 17:00 до 21:00. Мы фиксировали минимальные, максимальные, и средние показатели. Для графика были использованы максимальные показатели.
Как шум влияет на наше здоровье?
Урбан-эколог Акылай Кабаева рассказала нам, как шумовое загрязнение влияет на здоровье жителей и дала советы о том, как можно уменьшить его воздействие.

"Проводились многочисленные исследования, доказывающие, что шум в городской среде (здесь подразумеваются не только шум машин и стройки, но и шум в развлекательных заведениях, кафе, барах и т.д.), который превышает порог в 85 дБ негативно сказывается на здоровье человека".
"Я стала спать с открытыми окнами, и как мне показалось, чувствовала меньше раздражения и стресса из-за постоянного шума проезжающих машин и мотоциклов".
"Подверженность постоянному шуму выше порога в 80дБ со временем портит слух, вызывает стресс, повышает кровяное давление, вызывает бессоницу, в следствии чего человеку труднее концентрироваться, учиться или работать."
Среди стандартных рекомендаций Акылай отметила:

  • расположение школ, детских садов и больниц подальше от загруженных дорог и улиц, на которых присутствует бизнес, являющимся источником шума;
  • нормы, предусматривающие лимит шума от моторов машин и другого транспорта, включая самолеты, грузовые автомобили и т.д.;
  • ограничения скорости и поддержка дорог в хорошем состоянии;
  • правила по использованию сигнализаций и автомобильных гудков;
  • нормы по регулированию шума со стройки (ограничения по времени, использование менее шумного оборудования);
  • закупка и использования более тихого общественного транспорта (электрические и гибридные автобусы);
  • учитывать уровень шума при строительстве домов и обеспечить необходимую шумоизоляцию в зданиях.

Большая часть этих рекомендаций может быть реализована только на национальном уровне. Но некоторые могут быть применены жителями Бишкека уже сейчас. Например: ограничение использования автомобильных сигналов во время езды по городу и ответственное отношение к шумовому загрязнению городской среды со стороны бизнеса.
Опустевшая ул. Шопена в 5 микрорайоне
Как шум влияет на птиц?
Большинство участников исследования отметили, что самым частым и громким звуком во время карантина было пение птиц. Две аудиодорожки - каждая записана в разных районах города - служат прекрасной звуковой иллюстрацией.
Действительно ли птицы стали петь громче? И как на птиц влияет шумовое загрязнение города? Эти вопросы мы задали Максиму Кошкину - орнитологу, эксперту по охране окружающей среды.

"Птицы поют так громко, как это характерно для их вида. Во время карантина в Бишкеке люди стали больше замечать голоса птиц, потому что многие другие звуки города пропали, особенно в вечернее и утреннее время. В то же время, вполне возможно, что в эту весну в центральных районах Бишкека гнездилось больше птиц чем обычно. Так, например, в этом году я очень часто слышал пение обыкновенного козодоя и сплюшки в разных частях центрального Бишкека. Вполне возможно, что эти виды, которые поют в вечернее и ночное время, воспользовались тишиной апреля в Бишкеке и загнездились в большем количестве".
Вопрос влияния городского шума на птиц изучался во многих странах и среди существующих эффектов шума на птиц можно назвать такие, как "маскировка" информации передающейся птицами, сокращение продолжительности жизни и снижение веса птенцов.
Как озеленение помогает уменьшить шумовое загрязнение?
В прошлом году эко-активист и директор фонда "Инициатива Арча" Дмитрий Ветошкин делился с редакцией Kaktus.media результатами исследования пользы от деревьев в конкретных показателях (защита от шума, пыли). Вот интересные заметки:
"Уровень шума в Бишкеке - опасный. В среднем растительность снижает уровень шума на 10-20 дБ - с опасного на умеренный. Отмечу, что просто высаженные вдоль улицы деревья, без кустарников, не снижают шум. То есть должен быть зеленый комплекс, представленный деревьями, кустарниками и травянистой растительностью - именно живой щит".
"Мы увидели, что максимально шум снижают, например, хвойные растения. Но это не говорит о том, что нам надо озеленять дороги елками. Нужны именно хорошие комплексные кустарниковые щиты между тротуаром и дорогой - для снижения пыли и шума и деревья - для создания тени. То есть у нас в городе уместно только комплексное озеленение. Декоративное озеленение фасадными деревьями, отдельно стоящими елочками или отдельно стоящими кустиками никакой пользы для города не несет".
Практические рекомендации от архитектора
"У нас дома стоят в форме квадрата, здания высотой 13-16 этажей. Во внутреннем дворе очень много детей, зимой и летом играют на качелях и горках до 22:00 минимум. Это создаёт постоянный гул из голосов. Во время карантина детская площадка была закрыта, но периодически два-три ребёнка катались на самокатах или велосипедах. Даже их голоса были слышны очень громко. Стоя на балконе 13 этажа иногда можно было расслышать отдельные слова детей, выкрики родителей. Эффект «колодца» усиливает шум, сколько бы детей ни находилось во дворе".

- Ажар Байсалова
Архитектор Елена Коломеец тоже добавила свои рекомендации застройщикам и городским планировщикам для создания комфортной аккустической среды в городе:

  • Не строить жильё более 4-5 этажей (что вряд ли реально, конечно). И соблюдать расстояние между домами в 1,5 раза больше их высоты. Таким образом сохраняется хорошая проветриваемость, инсоляция, ну и отсутствует пресловутый эффект "колодца".
Между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния (бытовые разрывы):
- высотой 2-3 этажа - не менее 15 м;
- высотой 4 этажа - не менее 20 м.
Между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м.

- Согласно Своду правил по планировке и застройке городов и населенных пунктов городского типа КР
  • Защищать жилые комплексы от магистралей и других источников шума зелёной полосой высоких деревьев с густой кроной, а внутри дворов использовать вертикальное озеленение.
Зелёные насаждения отражают и рассеивают до 74% и поглощает до 26% звуковой энергии. Летом насаждения снижают шум на 7-8дБ, зимой – на 3-4 дБ. Травяной покров способен снизить шум на 6 дБ. Вертикальное озеленение способствует рассеиванию звука, увеличивает звукопоглощающую способность стен в 6-8 раз.

– Экология города под ред. В. Денисова, «Фникс», 2015 г.
  • По возможности размещать внутрирайонные площадки с высоким уровнем шума (игровые, спортивные и т.д.) у глухих торцов зданий, куда не выходят окна жилых комнат;

  • Спальни располагать окнами во двор, а кухни и гостиные – к проезжей части. Это известный и очень банальный совет, но иногда он игнорируется;

  • Устраивать открытые балконы и террасы. Это не только уменьшает шум, но и служит солнцезащитным решением. Только нельзя стеклить, иначе эффекта не будет;

Также Елена отметила важность единой системы вентиляции в многоквартирных домах. Это недёшево, но:
- значительно экономит энергию по сравнению с индивидуальными кондиционерами в каждой квартире;
- способствует более здоровому микроклимату;
- обеспечивает постоянный свежий воздух в помещении, не открывая окон.
А какие изменения вы заметили во время/после ЧП в себе и окружающей вас городской среде? Поделитесь с нами :)
Какие изменения вы заметили в самочувствии после введения ограничительных мер?
Какие изменения вы заметили в самочувствии после снятия ограничительных мер?
Какой источник шума влияет на вас негативнее всего?
Спасибо за участие в опросе :)
Проводить подробные исследования важно и нужно. Сам процесс сбора данных о шумовом загрязнении в городе является дорогостоящим и трудоемким. Поэтому мы провели эксперимент: кроме записи аудиодорожек, добровольцы систематично (почти) делали замеры, используя мобильные приложения шумомера. Если вы горите желанием провести свое собственное исследование, вот ссылка на .csv файл с таблицей собранных значений шумомеров и звуковые дорожки в формате .ogg. Все дорожки переименованны по схеме координаты_дата_время.ogg (lat_long_date_time.ogg).
Благодарим за помощь
Ажар Байсалова
Асель
Акылай Кабаева
Алтынай Мамбетова
Бану Багери
Данияр Аманалиев
Динара Каныбек кызы
Елена Коломеец-Краснова
Жамиля Кыдыралиева

Мариям
Максим Кошкин
Миамкин
Пак Дянсан
Рита Харченко
Шамиль Ибрагимов
Элина Исыкеева
Эмиль Тилеков
악절더이